+375 (17) 207-09-09, 207-55-74, 207-04-91

ПРАВИЛА ВИНОДЕЛОВ

2 ноября 2012


Импортозамещение не случайно стало «идефикс» белорусской экономики – слишком многие вещи, которые мы вполне можем производить самостоятельно, по привычке или по недомыслию закупаются за рубежом. И если в некоторых случаях импортные закупки, на которые тратится драгоценная валюта, оправданы хотя бы исключительно низкой ценой, которая делает неконкурентоспособным внутреннее производство, то в подавляющем большинстве белорусский импорт не оправдан. И единственной его причиной становится либо леность торговцев, либо неповоротливость производителей, либо коррупционная составляющая.

ЗАМЕНЕ НЕ ПОДЛЕЖИТ

Впрочем, есть товары, от закупки которых мы отказаться не сможем, видимо, никогда. И речь здесь идет не только об энергоресурсах или жизненно необходимых для функционирования нашей экономики сырье и материалах. Есть ведь и товары так называемой потребительской группы, отказаться от использования которых современный белорус уже не в силах, а производить – не можем в силу исторических, географических или климатических, например, причин.

Взять то же вино.

В мире есть только один более-менее удачный пример, когда северной стране удалось занять определенную нишу на рынке алкоголя – Финляндия. Финны сумели со своими настойками и ликерами не только укрепиться на собственном рынке, но и создать бренд, пользующийся спросом в других странах. Но их пример все же не типичен, поскольку обусловлен как национальными особенностями потребления спиртного (настойки и наливки здесь любили испокон веков), так и тем, что для производства этих напитков используется все же не виноградный, а зерновой спирт. Не совсем понятно, причем здесь Финляндия. Есть еще Россия («Русский Алкоголь»), есть Польша (CEDC), Украина (Немиров и Хортица). Также вполне успешные компании из северных стран.

А вино – это в первую очередь виноград.

В последние годы в Беларуси осуществляется ряд проектов по выращиванию в южных регионах страны винограда, способного обеспечить промышленное производство как вина, так и бренди. Пусть, безусловно, удача способствует этим проектам. Но будем реалистами – вино из местного винограда если и сумеет занять некую нишу на наших столах и в нашем сознании, то лишь в качестве самого простого, одинарного столового вина для будничной трапезы.

Эта ниша слишком узка и тесна, чтобы завоевать сколько-нибудь весомую популярность. (большая часть продаваемых вин в РБ – именно столовые. Поэтому говорить об узкой ниши – неправильно). Ведь с ростом благосостояния, с открывшимися возможностями для путешествий по странам и континентам все больше и больше наших сограждан сумели приобщиться к западной культуре винопития. Мы попробовали вина разных стран и разных континентов, и распробовали их. Среди наших знакомых буквально за последний десяток лет появилось немало настоящих ценителей, умеющих различить нюансы южноафриканского шардоне или австралийского совиньона. И перебить эти вкусы отечественной продукцией, выращенной на еще толком и не существующих виноградниках Гомельщины и Брестчины, просто нереально. Последний тезис весьма спорный. В качестве украшения статьи – допускается.

Ведь вино – это и сорт винограда, и состав почвы, и количество солнечных дней в году, и среднегодовая температура воздуха и т.д. и т.п. А еще – навыки изготовления, способы и сроки выдержки. Столетние народные традиции, в конце концов!

И это – факт. Так неужели для нас выход только один – импорт? И достойной замены ни французским, ни итальянским, ни даже молдавским и грузинским винам мы сами никогда не создадим?

НЕ ЗАМЕНА, А ЗАМЕЩЕНИЕ На ЗАО «Минский завод виноградных вин» считают иначе. Здесь исходят из того, что самостоятельно в наших условиях вырастить виноград и сделать из него вино такого же качества и тех же потребительских свойств, как это делают итальянцы или французы, в Беларуси не получится. Но это вовсе не значит, что белорусы навсегда обречены пить импортные вина, исправно оплачивая из собственного кармана бизнесменам из-за рубежа весь процесс производства. Производство вина – длинная технологическая цепочка, в которую входят как процессы, воспроизвести которые мы не можем по объективным причинам (например, выращивание винограда, изготовление вина, выдержка его в особых дубовых бочках при определенной температуре, влажности и т.д.), так и операции, осуществление которых вполне по силам каждому. В том числе и белорусским производителям при наличии соответствующих технологий. Если позволите определенный уровень допущений, при рассмотрении цепочки виноделия с точки зрения производственника нужно исходить из того, что вино, изготовленное из различных сортов винограда, пока оно не купажировано в определенных пропорциях и не розлито по бутылкам – не вино, а виноматериал. А импорт виноматериала обходится в разы дешевле, чем покупка за рубежом полностью готового бутилированного вина. В этом и кроется импортозамещающая составляющая деятельности ЗАО «Минский завод виноградных вин» (основная ТМ Ambassador) – бутилирование на собственных площадях позволяет предприятию существенно сократить использование валюты для удовлетворения растущего спроса белорусских потребителей на высококачественное виноградное вино. Предприятие, возглавляемое опытным управленцем Денисом Морозом, за несколько последних лет претворило в жизнь множество принципиально новых решений, которые в условиях Беларуси неизменно сопровождаются звучным определением «впервые».

Так, впервые на белорусском заводе, производящем вино, появилась команда опытнейших технологов, руководит которой заместитель директора по технологиям и производству, главный винодел ЗАО «Минский завод виноградных вин» Иван Троцкий. Это высококлассный специалист, знаток и ценитель вин, других спиртных напитков, обладающий должной широтой взглядов на тенденции развития мирового виноделия. Впервые в Беларуси на Минском заводе виноградных вин освоили технологию холодного бутилирования, при которой виноградное вино на последней стадии производства перед розливом по бутылкам не требуется нагревать. Ведь нагрев (пастеризация) позволяет избавиться от появления в вине микроорганизмов, но вместе с этим изменяется разрушает истинный вкус вина, изменяет аромат и консистенцию напитка. А холодный розлив, при котором вино проходит через специальную систему фильтров, позволяет передать потребителю всю палитру вкуса, все богатство «тела» того нектара, которое хотели предложить покупателям виноделы. Наконец, впервые среди белорусских производителей спиртных напитков виноделам Минского завода виноградных вин удалось выйти на мировой уровень винной индустрии, заключив долгосрочные стратегические договора и установив теснейшие деловые связи с лучшими винодельческими компаниями Франции и Молдовы, Грузии и Италии – настоящими лидерами этой довольно закрытой для новичков и чужаков отрасли.

ПЕРСПЕКТИВЫ – РАДУЖНЫЕ! Известный и один из крупнейших производителей вина в Италии – компания «Di Cosimo». Она первой из итальянских фирм вышла на белорусский рынок и первой занялась прямыми поставками виноматериала на Минский завод виноградных вин.

– Партнеры в Беларуси у нас великолепные, – охарактеризовал в беседе с нашим корреспондентом уровень сотрудничества, которому, по сути, не исполнилось еще и года, сеньор Ди Козимо. – Да, они требовательные, но надежные. И перспективы сотрудничества с минскими коллегами у нас очень радужные. Мы надеемся, что с каждым годом будем удваивать количество вина, поставляемое на рынок вашей страны. Сегодня, как рассказал Денис Мороз, в Беларуси выпускается уже четыре вида итальянского вина – белое и красное полусладкое «Гранди вини ди Рома», которое расфасовывается в пакеты тетра-пак, и белое и красное полусухое бутилированное Castelli Romani Bianco и Castelli Romani Rosso. Вино доставляется в Минск современными цистернами-виновозами всего за несколько дней, потому совершенно не теряет своего качества в дороге.

«Одну секундочку! – прервет в этом месте наш рассказ какой-нибудь «дока», заподозрив подвох. – Полусухое? Полусладкое? А ведь сами итальянцы предпочитают исключительно сухие вина. И именно сухое вино созревает в бочках из французского дуба в подвалах, принадлежащих компании «Di Cosimo». Что ж, совершенно верно. Итальянцы сами пьют и, естественно, делают сухие вина, и ваш покорный слуга сам был в тех цехах, где зреет этот замечательный продукт. Но… – В каждой стране существуют свои пристрастия, – объяснил логику потребительских предпочтений Иван Троцкий. – В Беларуси до сих пор самым популярным остается полусладкое вино, на втором месте – полусухое. В Италии же практически все пьют сухое вино. Чтобы из сухого вина получилось, например, полусладкое, его в определенных пропорциях купажируют с концентратом концентрированным виноградного виноградным сокасоком (слово «концентрат» очень уж химическое – прим. ЕП), который и придает вину характерную и привычную нам сладость. А сок этот тоже покупают у компании «Di Cosimo», обладающей самым современным производством. – Они обрабатывают концентрат холодом, – подчеркнул Иван Троцкий, – не кипятят его, не выпаривают. В результате сок обладает прекрасными органолептическими свойствами и не изменяет тела вина, не нарушает его вкус.

Кстати, в Италии регулярно проверяют вино, разливаемое в Минске, на соответствие тем стандартам и тем свойствам, которыми должно славиться вино, бутилированное на месте производства. По заверениям Пьера-Пауло Ди Козимо, главы семейной фирмы «Di Cosimo», белорусский продукт полностью идентичен вину, сделанному в Италии – как по химическому составу, так и по органолептическим и вкусовым показателям. Доверяй, но проверяй – и мы посетили виноградники компании «Di Cosimo», расположенные в области Лацио, между Римом и Неаполем. Красота! Ровные ряды лозы высотой не более человеческого роста, усеяны гроздьями созревающего винограда. Работники ежедневно чистят кусты от лишних побегов и некачественных ягод, не позволяя растениям неэффективно расходовать соки. К каждой лозе по протянутым вдоль рядов шлангам постоянно подводится вода.

Побывали и на заводах компании, посмотрели оборудование, которым оснащены предприятия – прессы для винограда, танки, в которых бродит сок. Увидели и помещение, в котором дозревает вино – не менее трех лет оно выдерживается в бочках из французского дуба, чтобы получился яркий, насыщенный, незабываемый и ни на что не похожий вкус.

– И все-таки предпочтения наших потребителей меняются, – рассказал Денис Мороз, – и все более популярным в Беларуси становится сухое вино. Поэтому сейчас завершаются последние приготовления к тому, чтобы наш завод впервые в стране выпустил первую партию итальянского сухого вина – именно того вкуса, к которому привыкли на Апеннинах. Тем более что мы -единственные в стране, кто работает по технологии холодного розлива, не изменяющего вкуса и свойств вина.

Так что вскоре и наш потребитель сможет купить вино от поставщика Ватикана. Ведь фирма «Di Cosimo» уже много лет – официальный поставщик вин для Папского Престола. Дело в том, что два Папы Римских были родом из области Лацио, и вина из родных мест им нравились. С тех пор, рассказал сеньор Ди Козимо, вина марок «Corte dei Papi» («Папский суд»), «Colletonno», «Villa Ferrari» официально поставляются в Ватикан.

– Мы намерены довести объем производства натуральных виноградных вин на условиях франчайзинга до 30%, – заявил директор Минского завода виноградных вин Денис Мороз. – Бутилирование на условиях франчайзинга говорит о том, что производитель вина доверяет нашему предприятию, а также доверяет качеству того продукта, который мы выпускаем. Франчайзинг, то есть выпуск вина под брендами фирм-производителей, продвигает на рынок Беларуси культуру потребления натуральных виноградных вин.

КУЛЬТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ Дай Бог, что называется, научиться нам когда-нибудь пить вино так, как пьют его в семье потомственных виноделов Ди Козимо!

Рассказывать о том, что такое вино для итальянцев и как они его пьют, Пьер-Пауло может часами. Мы же заметим лишь, что гласит неумолимая статистика – по потреблению вина именно итальянцы лидируют в Европе, выпивая по 54 литра на душу населения в год!

Но, как подчеркивает сеньор Ди Козимо, вино итальянцы пьют не для опьянения.

Сам Пьер-Пауло каждый день балует себя, как правило, двумя бокалами вина – в обед и на ужин. В обед, когда жарко, сеньор Ди Козимо предпочитает холодное белое сухое вино, вечером, за семейным ужином – красное сухое, обладающее удивительным согревающим свойством.

– Красное вино ближе к земле, – объясняет Пьер-Пауло, – оно более напоено жизненными соками, поэтому получается более страстным, вечерним. Если в семье праздник, в Италии обязательно открывают бутылочку «спуманте» – легкого игристого вина. Если романтическое свидание – красное. Если деловой обед – белое вино запросто может быть разбавлено ледяной минеральной водой из горных источников. Вот только «просто так», «под настроение» здесь не пьют. – Я не понимаю, как можно пить вино просто ради того, чтобы пить, – недоуменно пожимал плечами во время нашей беседы сеньор Ди Козимо. – Ведь вино – это составная часть трапезы, оно сочетается со строго определенной едой. Вино по нашим итальянским законам вообще является продуктом питания. С одними блюдами предпочтительнее один его вид, с другими – другой… Но в любом случае просто так взять бокал вина и выпить без еды, чтобы немного захмелеть, для нас недопустимо!

Иначе говоря, мы, выпивая, закусываем. А итальянцы, наслаждаясь вкусом своей замечательной кухни, запивают блюда вином. В этом принципиальная разница между их культурой потребления и нашей, с позволения сказать, культурой употребления.

Таким образом, ЗАО «Минский завод виноградных вин», которое в стратегическом партнерстве с итальянской компанией «Di Cosimo» целеустремленно выводит на белорусский рынок вина этой страны, с экономической точки зрения сокращает валютные расходы на покупку готовых бутилированных вин. Но далеко не все в этом мире исчисляется лишь экономическими параметрами. Не случайно правительство нашей страны год за годом, с помощью квот и другими управленческими методами, добивается структурных изменений в белорусском производстве спиртных напитков, ориентируя рынок в первую очередь на изготовление качественных виноградных вин. Опыт Минского завода виноградных вин в этом плане может быть признан образцово показательным. Это – мировые правила настоящих виноделов, которые стараниями данного предприятия культивируются на белорусской почве.


ВАМ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ?

Чрезмерное употребление
алкоголя вредит здоровью